О, здорово, что на форуме есть еще люди, знакомые с этой книгой!
Я считаю геймдизайнер должен стремиться создавать первый вариант, потому что осознанный поток это фактически частный случай медитации действия. Это очень интересная тема использовать игры как инструмент медитации. Но для этого нужен немного другой подход к разработке, как минимум дизайнер должен не только сам уметь входить в это состояние но и знать как "ввести" в него других игроков. Ввести в кавычках потому что игрок должен входить в него сам, так как вводить неосознанно в осознанное состояние противоречит самому определению медитации.
Я честно говоря очень далека от разных этих восточных техник медитации, йоги и иже с ними, поэтому, вероятно, не до конца поняла мысль. Однако, полностью согласна с тем, что задача на дизайнере стоит очень непростая, и чтобы ее достичь, нужно как минимум самому уметь владеть этим для начала. В плане осознанного состояния потока, конечно.
Те наработки по психологии которые используют в ММОРПГ типа Ящика Скиннера это ровно противоположная штука. Я считаю это манипуляция игроками и подсознательно игроки это всё равно ощущают и после игры скорее возникнет ощущение зря потраченного времени
Это очень низкая манипуляция, но она тоже основана же на этой же теории потока, как ни печально, по ходу. У одной вещи может быть много разных проявлений включая крайности... Ну да, то же самое можно делать мягко и грамотно, чтобы игрок не жалел о потраченном времени, а был вовлечен и увлечен. Тут обе стороны в ответе за это - как игрок так и геймдизайнер. Если игрок сильный, то ему не страшны никакие манипуляции, а если слабый дизайнер, то как бы ни хотел игрок погрузиться - не получится))
Вот кстати здесь на форуме где-то были ссылки на конференцию по нарративному дизайну, вот там местами это тема тоже упоминалась, нарративный дизайн (как я его понимаю) во многом имеет психологический аспект, причём не только абстрактный уровень, но и ближе к уровню восприятия. У одного чела с конференции даже статья была. Здесь грубо говоря дизайнер не только строит карту с точки зрения баланса, сюжета, игровых условий, но и с точки зрения того что видит игрок находясь в том или ином месте, как он ощущает себя, какие мысли могут возникнуть у него и т. д.
Хмм, скорее всего
в этой теме У меня были мысли поместить и обзор этой книги в эту тему, наверное, зря не сделала так, хотя, может и не зря. Статью, кстати, видела ранее, и мне повезло даже видеть автора статьи на конференциях и немного пообщаться, прикольный чел!